Вежливые сказки

Упрямый утенок

На берегу лесного озера жила утка Глаша, и было у нее десять маленьких пушистых утят. Глаша старалась научить малышей всем премудростям утиной жизни. Показывала, как нужно чистить перышки и смазывать их жиром, ловко нырять, добывать разную водяную мелочь: жучков, червяков и личинок.
А утята старались соблюдать главное правило утиной школы: всегда быть рядом с мамой и повторять все, что делает она.
Еще Глаша давала малышам уроки вежливости:
– Если навстречу вам плывет уточка, обязательно остановитесь, поклонитесь ей и скажите: «Здравствуйте, тетушка утка, рады Вас видеть. Позвольте спросить, как Ваше здоровье?» А когда расстаетесь со знакомыми, обязательно попрощайтесь, не забудьте сказать им: «До свиданья!»
Утята быстро выучили вежливые слова и с удовольствием говорили их. Только один упрямый утенок по имени Гоша не хотел ни здороваться, ни прощаться. Он вообще не любил вежливых слов и считал их совсем ненужными.
– И кто же придумал глупые любезности? – ворчал он. – Здравствуйте, до свиданья. Зачем это нужно? Только время зря тратишь!
  • А как вы думаете, зачем нужны вежливые слова?
Незаметно пролетело теплое, веселое лето. Утята подросли и окрепли.
Однажды утка Глаша сказала детям: «Завтра на озере соберутся птицы со всей округи. Молодые птицы будут соревноваться в ловкости, умении летать, плавать и нырять, а потом начнутся игры и танцы. Праздник, как всегда, откроет пара прекрасных белых лебедей, мы называем их Королем и Королевой. Каждый из вас должен подплыть к королевской чете и вежливо поздороваться с ней. После этого вы сможете принять участие в соревнованиях и играх».
На следующее утро на озере собралось множество птиц. Журавли и цапли важно расхаживали по берегу озера, утки, гуси плавали со своими выводками. Все радостно здоровались друг с другом.
Пара белоснежных лебедей, выгибая длинные шеи, приветствовали гостей. Птицы подплывали к ним и вежливо здоровались. Когда очередь дошла до Гоши, он нехотя подплыл к Королю и Королеве, а в ответ на ласковое приветствие что-то проворчал и быстро поплыл прочь.
  • Правильно ли поступил утенок Гоша?
– Какой невоспитанный утенок! – дружно возмутились птицы. – Он, наверное, еще не вырос, его нельзя допускать к соревнованиям!
– Ну и не надо! Не нужен мне ваш праздник, мне и одному весело! – запальчиво крикнул Гоша, поплыл к берегу и скрылся в густой осоке.
А праздник между тем начался. Молодые утки соревновались, кто быстрее доплывет до середины озера, и победитель получал в качестве приза вкусного червяка, команды гусей играли в водное поло, а на берегу весело танцевали журавли.
Один Гоша не участвовал в общем веселье. Скучая, он плыл вдоль берега, как вдруг услышал чей-то вкрадчивый голос:
– Вы так молоды и красивы, не стоит грустить! Гоша посмотрел по сторонам и увидел лисицу. Она стояла у самой кромки воды и внимательно рассматривала утенка.
– Позвольте Вас спросить, почему Вы не на празднике?
– Птицы обиделись на меня, ведь я не захотел с ними поздороваться. Теперь никто не хочет со мной играть.
– Это не беда. Плывите ко мне, я очень люблю играть с невоспитанными утятами, – сказала лиса и облизнулась.
Гоша доверчиво приблизился к лисице, хотя в последнюю минуту вспомнил мамино предостережение: «Детки! Опасайтесь рыжей разбойницы-лисы. Это хитрый, ловкий и очень опасный зверь!»
Но было поздно! Лиса протянула лапу, чтобы схватить бедного утенка... Тут бы Гоше и конец, но в это время из-за кустов вылетела Глаша. Она набросилась на лису, сильно ударила ее крылом и больно клюнула прямо в нос. Гоша громко закричал. На его крик собрались все птицы. Дружно они прогнали рыжую разбойницу.
Гоша с восторгом смотрел на птиц и радостно повторял: «Здравствуйте! Здравствуйте!» Все засмеялись, а Глаша сказала...
  • Как вы думаете, что сказала Глаша?
«Видишь, сынок! Какая беда могла случиться с тобой оттого, что ты остался один!» – сказала мама.
С тех пор прошло немало времени, Гоша вырос и превратился в красавца-селезня. Но он никогда не забывал урок вежливости.
Вопросы
  1. Каким вежливым словам учила утка Глаша своих утят?
  2. Что означает слово «Здравствуйте»?
  3. Что означает слово «До свидания»?
  4. Прав ли был утенок Гоша, когда говорил, что вежливые слова не нужны, что на них только зря тратишь время?
  5. Почему птицы назвали Гошу невоспитанным?
  6. Почему Гоша остался один?
  7. Что случилось с Гошей, когда он оказался в одиночестве?
  8. Кто спас Гошу?
  9. Как вы думаете, для чего существуют правила вежливости (этикета )?

Вежливые бельчата

На ранней июньской зорьке проснулась и выглянула из дупла бельчиха Мила. Ночью прошел дождь, и умытый лес блестел и переливался в солнечных лучах.
Бельчиха стала будить своих маленьких бельчат:
«Бельчата, просыпайтесь,
Поскорее поднимайтесь!
Выбирайтесь из дупла,
Ночь короткая прошла –
Встало солнце золотое,
Небо ярко-голубое,
Пахнет лес травой и хвоей
И сверкает перламутром.
С добрым утром! С добрым утром!»
Бельчата проснулись, открыли глазки и хором ответили маме...
  • Как вы думаете, что ответили бельчата?
Ну конечно, бельчата сказали: «С добрым утром, мама!»
Затем малыши друг за другом выбрались из дупла и уселись на толстой сосновой ветке.
На лесной тропинке они увидели ежа, который возвращался после ночной охоты в свою норку под корнями сосны.
«С добрым утром, дядя еж!» – вежливо поздоровались бельчата, а ежик сказал им в ответ:
«С добрым утром, детки!
Прыгайте по веткам,
Только сильно не шумите
И меня не разбудите –
Собираюсь лечь в кровать
И немножечко поспать!»
Бельчата знали, что ежики ночью не спят, бродят по лесу, ловят мышей, лакомятся червяками и улитками, а днем отсыпаются. Малыши успокоили дядюшку ежа:
«Ежик! Мы шуметь не будем
И тебя мы не разбудим!»
Бельчатам очень хотелось попрыгать, поиграть, но они пообещали ежу не шуметь, а всем известно, что обещания нужно выполнять.
  • Что вы посоветуете бельчатам?
Посовещались бельчата и решили подальше отойти от ежиной норки. Они быстро добрались до лесной опушки и там стали играть в догонялки, прыгать с ветки на ветку, бросать друг другу шишки и даже танцевать под веселую песенку птиц. Хотите узнать, о чем пели птицы? Тогда послушайте их песенку.
С добрым утром, лес зеленый!
С добрым утром, липы, клены,
С добрым утром, облака
И широкая река,
И шумящие дубравы,
Бабочки, шмели и травы.
С добрым утром – золотистым,
Ясным, солнечным, росистым!
Солнце поднималось все выше, его горячие лучи высушили капельки влаги на листьях и траве. На смену свежему, росистому утру пришел солнечный день.
Бельчата наигрались, немного устали и отправились домой. Бельчиха малышей приласкала и накормила обедом.
Поели бельчата, поблагодарили маму. В это время послышалось ровное, негромкое жужжание. Прилетела золотая пчелка собирать с цветов сладкий нектар.
Бельчата выглянули из дупла и обратились к пчеле: «Здравствуй, тетушка-пчела! Много ль меду собрала?»
Пчелка вежливо ответила:
«Добрый день, бельчата!
Медом лес богатый.
Прилетаю я к цветку,
Мне цветок дает медку
Сладкого, душистого,
Густого, золотистого.
Над цветком я покружу,
Спасибо я ему скажу!»
Перелетая с цветка на цветок, тетушка пчела стала собирать мед, а бельчатам захотелось пить. Малыши отправились к роднику. На дне заросшего густой зеленью оврага журчал родник с чистой студеной водой.
В полдень к роднику пришел олень. Ветвистые рога, словно корона, украшали голову оленя. Вежливые бельчата поздоровались с оленем.
  • Вы помните, что уже наступил день?
  • Как поздоровались бельчата с оленем?
«Добрый день! Добрый день!
Добрый день, Король-олень!» – дружно сказали они.
Олень ласково приветствовал малышей:
«Добрый день, ребятки,
Милые бельчатки!»
Но вот солнце опустилось ниже, в лесу стемнело. Стихли птичьи трели, наступил тихий летний вечер.
Бельчата заигрались и не заметили, как оказались далеко от родного дупла. Они стали искать дорогу домой и вдруг увидели среди густых трав яркие зеленые огоньки. Малыши подбежали к ним. Это мерцали жучки-светлячки.
Уселись на пеньки
Жучки-светлячки,
Мерцают, словно свечи,
И шепчут: «Добрый вечер!»
Бельчата вежливо обратились к жучкам-светлячкам:
«Добрый вечер, светлячки!
Яркие, как огоньки.
Мы с пути-дороги сбились,
В чаще леса заблудились.
Посветите нам немного,
Чтобы мы нашли дорогу».
Светлячки, словно маленькие фонарики, осветили бельчатам тропинку и помогли найти родное дупло. Встревоженная мама-бельчиха уже ждала своих детей. Белочка поблагодарила добрых жучков за помощь.
  • Как вы думаете, что она сказала светлячкам?
«Спасибо, светлячки,
Вы добрые жучки!» – сказала мама.
Малыши тоже сказали спасибо своим помощникам, забрались в теплое, уютное дупло и улеглись на мягкую перинку из пуха и мха. Белочка укрыла деток своим пушистым хвостом и спела колыбельную песенку.
Колыбельная песня
Ночь пришла, кругом ни звука.
Дремлет сонная река,
В темной зыби дремлет щука,
Дремлют в небе облака.
Спят цветы, уснули пчелки
И стрекозы, и шмели,
В темной чаще дремлют елки,
Свесив лапы до земли.
Закрывайте, детки, очи,
Лес уснул. Спокойной ночи!
Вопросы
  1. Кого бельчата встретили утром?
  2. Какие вежливые слова лесные жители говорили друг другу утром?
  3. Кого бельчата встретили днем?
  4. Какие вежливые слова лесные жители говорили друг другу днем?
  5. Что означают слова «Добрый день»?
  6. Кого бельчата встретили вечером?
  7. Какие вежливые слова сказали бельчата жучкам-светлячкам вечером?
  8. Каким словом поблагодарили жучков бельчиха и бельчата?
  9. Какие слова мама сказала бельчатам перед сном?
Как попугай Таню вежливости учил

Сбылась Танина мечта – папа подарил ей волнистого попугая. Попугай был красивый – ярко-голубой с зелеными, желтыми, серыми перышками и озорными смышлеными глазками-горошинами.
Назвали попугая Шуриком. Он быстро освоился на новом месте, привык к большой серебристой клетке. Шурик любил, уцепившись лапками за жердочку, висеть головой вниз, раскачиваться на качелях и смотреться в зеркальце. А когда папа включал радиоприемник, Шурик звонко щебетал под музыку.
Таня мечтала научить попугая говорить.
– Бабушка! Как мне научить Шурика говорить? – спрашивала она.
– Нужно по многу раз, терпеливо повторять какое-нибудь слово или фразу, постепенно попугай их запомнит и когда-нибудь повторит.
Но терпения у Танюши было маловато! Девочка всегда куда-то торопилась и даже простые вежливые слова говорить домашним ей было некогда.
Прибежит Таня с улицы, бросит куртку на стул и с порога кричит: «Я ужасно есть хочу! Бабушка, подавай обед!»
  • Куда нужно вешать куртки и пальто, когда вы приходите с улицы?
Бабушка грустно качала головой и говорила: «Танечка! Иди, вымой руки с мылом и скажи волшебное слово, ты о нем совсем забыла!»
«Какое еще волшебное слово? Не знаю никаких волшебных слов, а руки у меня и так чистые!» – ворчала внучка.
Наспех поев, Таня никогда не благодарила бабушку за вкусный обед, вскакивала из-за стола, с грохотом отодвинув стул, и убегала гулять.
Самыми любимыми словами девочки были: «Дай!», «Хочу!», «Купи!», «Не буду!» и «Отстань!»
  • Как вы обращаетесь к маме или бабушке, когда хотите есть?
  • А какие вежливые слова говорите после того, как поели?
Добрые и вежливые слова «Здравствуйте», «Добрый день», «Приятного аппетита», «Спасибо», «Пожалуйста» Таня говорила очень редко, словно через силу, и только тогда, когда ей об этом напоминали.
Однажды на день рождения к Тане пришли друзья. Мама испекла пирог с малиновым вареньем, бабушка тоже наготовила всякой всячины и красиво накрыла стол.
Таня с гордостью показала ребятам своего любимца – Шурика.
– Очень красивый! – восхищались дети, рассматривая попугайчика.
– А говорить он умеет? – спросила маленькая Анечка.
– Пока не умеет, но я его учу, – соврала Таня, – скоро научится!
Она отрезала маленький кусочек свежего огурца и протянула его Шурику:
– На, Шурик, съешь огурчика!
Но Шурик есть не стал, а вдруг как-то боком подскочил на жердочке и, вдохновленный всеобщим вниманием, громко и ясно сказал:
– Отстань! Не хочу и не буду! Ребята так и ахнули от неожиданности.
– Говорит! Говорит! – закричали они, а Таня бросилась к бабушке на кухню и выпалила:
– Бабушка! Шурик заговорил! Иди скорей, послушай!
Бабушка вытерла руки и вошла в комнату.
– Ну, Шурик, скажи нам, пожалуйста, что-нибудь, – вежливо попросила она.
В ответ попугай весело крикнул: «Отстань! Не хочу! Дай варенья! Дай! Дай! Дай!» А потом вдруг захныкал: «Купи мне велосипед!»
Дети засмеялись. Вот так попугай! Не очень-то он вежливый!
– Кто же его таким словам научил? – удивилась Таня.
Бабушка выразительно посмотрела на девочку и заметила:
– А ты подумай, может быть и догадаешься!
Вечером, когда гости разошлись, Таня легла в кровать и перед сном вспомнила своего говорящего попугая.
– Да ведь это Шурик мои слова повторял! Я вчера у папы велосипед выпрашивала: «Купи, купи мне велосипед!»
А папа мне ответил: «Почему ты, дочка, всегда требуешь и никогда не попросишь ласково и вежливо, не скажешь слово «пожалуйста». Жаль, что ты себя со стороны не слышишь: голос у тебя капризный, плаксивый и требовательный, а слова – невежливые! Пока ты не научишься с бабушкой, мамой и со мной говорить вежливо и спокойно, велосипед ты не получишь!»
– Ну и не надо! –крикнула в ответ тогда Таня. – Я и без него обойтись могу!
А вот сейчас ей стало очень стыдно. Не только она сама невежливая девочка, но и попугай у нее капризный и невоспитанный.
– Больше не буду никому грубить, а попугая научу вежливым словам, – решила Таня и спокойно уснула.
Вопросы
  1. Какие вежливые слова забывала говорить Таня?
  2. Были ли вежливыми любимые Танины слова?
  3. Почему попугай Шурик выучил невежливые слова?
  4. Почему Тане стало стыдно за своего попугая?
  5. Какое «волшебное» слово нужно говорить, когда обращаешься к кому-нибудь с просьбой?
  6. Какое слово нужно сказать, когда благодаришь человека за что-нибудь?
  7. В каких случаях нужно говорить «извините пожалуйста»

Чучело

Видели вы чучело? Ну да, чучело огородное – в рваной одежде и шляпе набекрень?
Как раз такое чучело стояло в огороде у Наташиной бабушки. Брюки на нем протертые на коленях, с оторванными карманами, пиджак – старый, мятый, без пуговиц, а про соломенную шляпу и говорить нечего! Грязная и скособоченная.
Бабушка называла чучело гороховым. Знаете почему?
Потому что в огороде у нее рос горох, а чучело, стоило подуть ветерку, начинало бестолково махать пустыми рукавами, пугать скворцов и воробьев.
Все в округе старались держаться подальше от этого чучела: и воробьишки, и мыши-полевки, и ежик, и соседская крольчиха, и кот Василий, изредка наведывающийся в огород подремать на солнышке.
Даже озорники-мальчишки остерегались перелезать через забор и рвать сладкий горох в бабушкином огороде.
Скучно было чучелу одному стоять в огороде день-деньской, не с кем словом перемолвиться! Хотелось ему с котом Василием дружбу завести, но Василий на него посмотрел презрительно и даже фыркнул от негодования.
  • Как вы думаете, почему?
– Я с такими грязнулями знаться не желаю! Вы сперва умойтесь, причешитесь, одежду свою в порядок приведите, тогда и поговорим, – промурлыкал кот. – Поглядите-ка на меня: шерстка блестит, как отлакированная, волосок к волоску. Я времени не жалею свою полосатую шубку вылизывать и холить.
Проворчав это, Василий гордо поднял хвост трубой и ушел восвояси.
Однажды прилетел на огород серый воробышек. Попрыгал по дорожке между грядок и только хотел горошка поклевать, как заметил страшное-престрашное чучело: лохматое, грязное, в рваной одежде.
Воробей вспорхнул на изгородь.
А чучелу воробышек очень понравился – шустрый, веселый и чирикает задорно: чирик-чик-чик!
Чучело говорит ему: «Не бойся меня малыш! Я тебя не обижу, клюй себе зернышки, сколько захочешь!» Но воробей испугался лохматого чучела и улетел.
Обидно стало чучелу: «Ну почему все меня боятся, никто со мной дружить не хочет?» И чучело заплакало.
В это время пришла на огород девочка Наташа. Бабушка попросила ее принести овощи для борща. Услышала Наташа, что кто-то всхлипывает и спросила:
– Кто здесь плачет?
– Я, – отвечает чучело, утирая слезы рукавом.
– Ты почему, чучело, плачешь? Кто тебя обидел? – удивилась девочка.
– Как же мне не плакать? Никто со мной дружить не хочет, скучно мне одному, все говорят, что я – грязнуля и неряха! – отвечает чучело.
– Ах ты, бедняга! – пожалела Наташа чучело. – Ну ничего! Я твоему горю помогу.
  • Как можно помочь чучелу?
  • Как вы думаете, Наташа – добрая девочка?
– Я одежду постираю, пуговицы пришью, пиджак поглажу, и вместо старой соломенной шляпы подарю тебе свой желтый берет.
Чучело обрадовалось, а Наташа побежала домой, одежду постирала, а потом взяла нитки и иголку, лоскутки – и за дело! На брюки ровные заплатки поставила, между прочим в виде сердечек, шарф аккуратно заштопала, к пиджаку пуговицы пришила, а вместо дырявой шляпы надела на голову чучела желтый беретик.
И что вы думаете? Чучело гороховое так похорошело, что и не узнать его! Чистым аккуратным стало, из кармашка даже уголок белого платочка выглядывает!
Наташа ему зеркало из дома принесла – ну-ка полюбуйся, чучело, на себя!
Пришел в огород кот Василий и даже замяукал от удивления, а потом приветливо промурлыкал: «Здравствуйте, уважаемое чучело! Рад Вас видеть!»
Прилетела в огород стайка воробьев и громко расчирикалась: «Чив-чив, чив! Чив, чив, чив! Чудеса, чудеса! Чучело не узнать! Красивое, аккуратное! И совсем не страшное».
Прибежала в огород соседская крольчиха и разахалась: «Ах, ах! Дорогое Чучело! Как Вы похорошели! Позвольте Вас в гости пригласить!»
«Спасибо! Обязательно приду!» – обрадовалось чучело. Да и как не радоваться, ведь его никто еще никогда в гости не приглашал.
С тех пор появилось у чучела много друзей, ведь с таким аккуратным, подтянутым чучелом каждому приятно подружиться.
Вы спросите, а кто же теперь бабушкин огород станет сторожить? Я вам отвечу. В выходной день приехал Наташин папа и смастерил петушка из жести, прикрепил его к длинному деревянному шесту и поставил в огороде.
Прилетел ветер, увидел петушка и обрадовался: интересная игрушка! Ветер подул, и петушок весело завертелся.
Птицы и звери подумали: какой шустрый петушок! Высоко сидит, далеко глядит, быстро во все стороны поворачивается: такого не проведешь! Сразу воришку заметит! Вот и не стали горох воровать.
Вопросы
  1. Почему у чучела не было друзей?
  2. Кто помог чучелу?
  3. Как изменилась жизнь чучела после того, как оно стало аккуратным?
  4. Почему нужно следить за своим внешним видом?
  5. Какой человек вам больше нравится – аккуратный или неряшливый?

Тони в гостях у Королины

Жила-была семья пони. Мама-пони, добрая и трудолюбивая, папа-пони, добрый и трудолюбивый, и их сынок по имени Тони.
Когда Тони приходил с прогулки и забывал вытереть копытца о коврик у дверей, то папа, хотя и читал газету, сидя в кресле, но краешком глаза успевал заметить, что малыш не вытер ноги, и сразу делал ему замечание:
– Ну-ка, Тони, вытри ноги, а то наследишь на чистом полу, мама пол только что помыла!
  • А вы никогда не забываете вытереть и снять обувь, приходя с прогулки домой?
Во время обеда малыш любил качаться на стуле и помахивать хвостом. Папа снова делал озорнику замечание:
– Тони, сынок, запомни! Нельзя качаться на стуле, нужно сидеть ровно, не болтать ногами, не класть локти на стол и, конечно, не следует чавкать!
«Как не чавкать, – думал Тони, – когда мама приготовила такой вкусный салат, что язык проглотишь!»
Конечно, Тони надоели папины замечания! Почему бы не покачаться на стуле и не помахать хвостиком, зачем правильно держать ложку и вилку, да еще вытирать рот салфеткой?
«Не всё ли равно, как есть? Главное, чтобы еда была вкусной!» – так думал малыш Тони.
  • А что думаете вы?
Однажды на прогулке Тони познакомился с лошадкой Каролиной. Каролина ему очень понравилась!
Хвост, грива и челочка у нее золотистые и всегда аккуратно расчесанные, а карие глаза – веселые, смеющиеся.
Тони и Каролина подружились. Они бегали по зеленому лугу, прыгали через лужи, играли в салочки.
Как-то раз Каролина пригласила Тони в гости на день своего рождения.
Малыш очень обрадовался, ведь он еще ни разу не был в гостях!
Тони и мама пошли в магазин и купили подарки для Каролины: гребень, щетку и зеркальце с ручкой, а еще ободок на голову, украшенный разноцветными перьями, как у цирковых лошадок.
Подарки уложили в нарядный пакет и перевязали розовой атласной лентой. Тони хорошенько умылся, аккуратно расчесал гриву и хвост, до блеска отполировал копытца и отправился в гости.
Каролине очень понравились подарки, она показала их всем гостям, примерила перед зеркалом ободок и поблагодарила Тони.
– Ах, какие чудесные вещицы ты мне подарил! Спасибо, дорогой Тони! – воскликнула Каролина.
Когда гости собрались, все уселись за стол, украшенный букетом цветов, уставленный тарелками с салатами, пирожками и фруктами.
Веселый пир начался!
Тони, конечно, ни разу не вспомнил папины советы. Он уплетал пирожок за пирожком, громко сопя и чавкая, качался на стуле, задевая соседей.
Гости удивленно смотрели на Тони, а когда он вытер рот краем скатерти, отодвинулись от него подальше.
  • Почему гости отодвинулись от Тони?
Когда мама Каролины подала чай с тортом, Тони потянулся через весь стол за самым большим куском торта, украшенным шоколадной розочкой.
  • Как вы поступите, если захотите взять что-нибудь с другого края стола?
Тони старался достать приглянувшийся кусок и нечаянно опрокинул на скатерть чашку с горячим чаем.
– Ой, больно! – вскрикнула Каролина. Ведь струйки горячей жидкости попали ей на ногу.
Гости вскочили из-за стола, всем хотелось помочь Каролине.
– Ничего, ничего, не волнуйтесь! Сейчас помажем больное место мазью и забинтуем, – успокоила Каролину и гостей мама.
– Только танцы и игры придется отменить, Каролине нужно полежать! – сказала она, уложив дочку на диван.
Гости стали понемногу расходиться. Тони сконфужено стоял в уголке. Ему было очень стыдно.
  • Почему Тони было стыдно?
Ведь это из-за него случилась неприятность с Каролиной, и день рождения был испорчен! Тони робко подошел к подруге.
– Каролина! Прости меня! Я очень виноват! Папа много раз предупреждал меня, чтобы я не тянулся через стол, а попросил того, кто сидит поближе, передать то, что нужно. Просто я думал, что это не так уж важно!
– Ничего! – подбодрила Каролина Тони. – Через год у меня опять будет день рождения, а за это время ты, конечно, освоишь все правила вежливого поведения за столом!
Вопросы
  1. Почему папа часто делал замечания Тони?
  2. С кем Тони познакомился на прогулке?
  3. Правильно ли Тони готовился к дню рождения Каролины?
  4. Что сделала Каролина, когда получила подарки от Тони?
  5. Правильно ли Тони вел себя за столом? Как нужно вести себя за столом?
  6. Почему на дне рождения Каролины случилась неприятность?
  7. Как вы думаете, если бы Тони соблюдал правила поведения за столом, пролил бы он чай?
  8. Для чего нужно соблюдать правила поведения?

Любимая игрушка

Летом Ваня с бабушкой отдыхал на даче. Добирались они туда на пригородной электричке. Ване очень нравилось ехать в электричке: всю дорогу он смотрел в окно, за которым мелькали деревянные домики с палисадниками, утопающие в цветущей сирени, откосы, заросшие высокой травой и кустами бузины, и уютные пригородные станции.
– Когда вырасту – стану машинистом. Буду поезда водить! – мечтал Ваня.
«Ведь это здорово утром отвозить людей в город на работу и за покупками, а вечером привозить их домой, в домики с палисадниками», – думал мальчик.
На день рождения папа подарил Ване игрушечную железную дорогу. Мальчик от радости так и подскочил! Еще бы! В большой, красивой коробке лежали и блестящие рельсы, и зеленый электровоз, и нарядные вагончики. Были там и семафор, и платформа с кассой и скамейками, и даже железнодорожный переезд.
  • Как вы думаете, что сказал папе Ваня?
Папа помог Ване соединить рельсы, установить платформу, и скоро электровоз побежал по рельсам и повез за собой пять маленьких вагончиков.
Целый день Ваня возился с новой игрушкой: перевозил пассажиров – солдатиков, роботов, лягушонка и цыпленка.
Вечером мама сказала мальчику:
– Ваня! Пора убирать железную дорогу в коробку, скоро будем ложиться спать.
Но мальчик умоляюще посмотрел на маму:
– Мамочка! Можно она постоит на ковре до завтра, утром я опять буду играть.
– Ладно уж! – разрешила мама.
Назавтра к Ване пришли друзья – Володя и Олег. Мальчики с увлечением играли с новой игрушкой, а вечером Ваня так устал и захотел спать, что мама сама разобрала железную дорогу и убрала ее в коробку.
На следующий день она сказала сыну:
– Завтра к нам приедет бабушка. Ты ведь знаешь, что она плохо видит, если ты не уберешь с пола игрушки, бабушка может споткнуться о них и упасть. Я тебя очень прошу, не забудь вечером убрать железную дорогу.
– Хорошо, хорошо! Я обязательно все уберу! – пообещал мальчик.
Но вечером он пошел в гости к Олегу, долго смотрел у него интересный фильм, потом лег спать и опять забыл убрать игрушки.
Утром приехала бабушка. Она не заметила лежащих на полу рельсов, больно ударила ногу и чуть было не упала, а потом нечаянно наступила ногой на электровозик.
Когда Ваня проснулся, он побежал на кухню, поцеловал бабушку и спросил ее:
– Бабуля! Почему у тебя нога забинтована?
– Да вот споткнулась о что-то и ушиблась. Теперь нога болит, – грустно ответила бабушка.
«Ведь я опять забыл убрать железную дорогу в коробку – вот бабушка и споткнулась о рельсы», – подумал Ваня. Ему стало очень жаль бабушку.
Он виновато пошел в комнату и увидел, что новенький электровозик сошел с рельсов и лежит на боку, крыша у него помята, а одно колесо отвалилось. Мальчик поднял электровоз, и вдруг слезы сами полились у него из глаз.
«Эх! Почему я не послушал маму и не убрал вечером игрушки! Теперь у бабушки болит нога, а электровоз сломан».
Весь день Ваня помогал бабушке – мыл посуду, подметал пол, вытирал пыль, а когда вечером с работы вернулся папа, Ваня рассказал ему обо всем.
– Что ж, я уже купил бабушке мазь от ушибов, – ответил папа, – и твой электровоз сейчас попробую починить.
– Папочка! Пожалуйста! Почини его! Я больше никогда не стану оставлять на полу игрушки, а железную дорогу буду убирать в коробку!
– Ладно! Поверим тебе на этот раз! – ответил папа. Он принес инструменты, прикрепил отвалившееся колесо и поправил крышу. Электровоз снова стал как новенький.
Ваня очень обрадовался, поблагодарил папу.
  • Какие вежливые слова сказал Ваня?
С тех пор Ваня всегда убирал железную дорогу в коробку, а разбросанные игрушки ставил на полку.
Вопросы
  1. Кем мечтал стать Ваня?
  2. Какую игрушку подарил Ване папа на день рождения?
  3. Убирал ли Ваня свою любимую игрушку в коробку, когда заканчивал игру?
  4. Что случилось из-за того, что Ваня не убрал игрушку?
  5. Кто купил бабушке мазь и починил Ване электровоз?
  6. Убираете ли вы свои игрушки после игры?
  7. Почему надо убирать разбросанные игрушки?
  8. Как нужно вежливо попросить взрослых починить сломанную игрушку?

Вредная ворона

Жила-была ворона. Говорящая, но вредная. Она очень любила всех дразнить и ссорить.
Однажды говорящая ворона прилетела на детскую площадку и уселась на нижней ветке высокого зеленого тополя. Стала вредная ворона думать, кого бы ей подразнить и поссорить.
На детской площадке собралось много детворы: кто качался на качелях, кто катался с деревянной горки, кто прыгал через веревочку, а Витя и Валера строили крепость из песка.
Ворона стала наблюдать за мальчиками. Витя лепил дворец, в котором будут жить король с королевой, а Валера окружал дворец высокой стеной с башнями и воротами. Мальчики решили, что охранять крепость станут пластмассовые солдатики, а в воротах будут стоять часовые.
Работа кипела! В это время к строителям подошла маленькая Анечка. Она робко попросила Валеру:
– Валера, дай мне, пожалуйста, совочек на минутку, я хочу для куклы кулич сделать.
  • Как вы думаете, Аня – вежливая девочка?
  • Почему вы так решили?
Валера как раз прорывал подземный ход под дворцом, ему очень не хотелось отрываться от этого интересного занятия, и мальчик ответил:
– Не дам! Совочек мне самому нужен, видишь я подземный ход рою!
  • Правильно ли поступил Валера?
  • Как вы поступили бы в этом случае?
Ворона услышала разговор детей и громко закаркала:
– Не давай, не давай ей совочек! Ишь какая хитренькая! Свой надо из дома приносить! Совок тебе и самому нужен! Кар-кар-кар!
Витя поднял голову и крикнул вороне:
– Кыш отсюда, вредина! Он протянул Ане лопатку:
– На лопатку, сделай кулич, а я пока соберу камешков и прутиков – построю дорогу и мост через ров.
Скоро дворец и крепость были готовы. Дети отошли в сторонку полюбоваться своей работой.
А вредная ворона снова закаркала:
– У Валеры дворец красивый, ровный, а у Вити – стена кривая, того и гляди рухнет, дорога ухабистая, а мост хлипкий!
Но Валера не дал друга в обиду:
– Врешь ты все, вредная ворона! Поссорить нас хочешь!
  • Правильно ли поступил Валера в этот раз?
– Кажется, этих мальчишек я не смогу поссорить, – вздохнула ворона и, тяжело взмахнув крыльями, перелетела на другое дерево.
Под деревом стояли качели. Две подружки - Оля и Вера по очереди качались на них.
Оля раскачивала качели, в Вера взлетала так высоко, что задевала зеленую веточку клена, на котором сидела вредная ворона.
– Ишь как старается, раскачивает! – Сердито проворчала ворона. – Сейчас я вас поссорю, милые подружки!
И она каркнула:
– Почему ты сама не качаешься, Оля? Вера уже накаталась, пусть слезает и освобождает тебе качели!
– Отстань, вредная птица! – ответила Оля. – Мы по очереди качаемся, сначала она, потом я.
Но ворона не унималась:
– Тебя скоро домой обедать позовут, и ты не успеешь покачаться!
Тут Вера спрыгнула с качелей, уступив Оле место.
– Олечка! Давай теперь я тебя покачаю, а ты, вредная ворона, улетай отсюда!
  • Как вы думаете, Оля и Вера умеют дружить?
  • Почему вы так решили?
Не удалось вороне поссорить девочек, и она полетела на другую детскую площадку в надежде, что там ей посчастливится больше.
Вопросы
  1. Что строили Витя и Валера на детской площадке?
  2. Что попросила Анечка у Валеры?
  3. Кто дал девочке лопатку?
  4. Что вы можете сказать о Вите, какой он?
  5. Как вредная ворона хотела поссорить Валеру и Витю?
  6. Удалось ли ей это? Почему?
  7. Как вы поступили бы на месте Валеры и Вити?
  8. Поссорила ли вредная ворона Олю и Веру? Почему?
  9. Почему все дети называли ворону вредной?
  10. Как вы поступите, если встретитесь с вредной вороной?


На именины к дедушке Медведю
Собирайся, Мишка!
Надевай штанишки,
Чистую рубашку,
Застегивай кармашки,
Да платочек носовой
Не забудь, возьми с собой!
В гости к дедушке Медведю
На трамвае мы поедем!
Купим дедушке букет,
Банку меду и конфет,
Сладких яблок, апельсинов,
Ведь у деда – именины!
* * *
Вот и подошел трамвай,
Ну, Мишутка, не зевай!
Тех, кто сходит, пропусти,
Осторожно проходи!
Я куплю тебе билет!
Если мест свободных нет,
Мы с тобою постоим
И в окошко поглядим.
Красота, красота!
Есть свободные места!
Быстро мчится наш трамвай...
Замелькали за окном
Пешеходы и машины,
И нарядные витрины,
Побежал за домом дом.
Только ты не забывай,
Место старшим уступай!
Контролер вошел в вагон,
Твой билет проверит он,
Дай билетик контролеру
И вставай, выходим скоро.
Вот и наша остановка,
Не толкай других неловко,
Головою не верти,
Осторожно выходи!
Похвалю тебя, Мишутка!
Просто ты герой у нас!
Это, знаете, не шутка
В трамвае ехать первый раз!
Вопросы
  1. Как Мишка собирался на именины к дедушке Медведю?
  2. Можно ли приходить на именины или на день рождения без подарка?
  3. Что купили в подарок дедушке?
  4. На каком виде транспорта Мишка поехал в гости к дедушке?
  5. Каким правилам поведения в транспорте мама учила Мишку?
  6. На каких видах транспорта вы ездили?
  7. Уступали ли вы место старшим?
  8. Можно ли в транспорте громко разговаривать, смеяться, петь? Почему?
  9. Можно ли сорить в транспорте? Почему?
  10. Почему, стоя в проходе, нужно держаться за поручни?

Мамины уроки

В густом лесу жила медведица Ангелина, и было у нее двое медвежат: сынок Паша да дочка Даша.
Как-то раз отправилась мама-медведица прогуляться с малышами по лесу. Медвежата весело бежали следом за мамой. Все их интересовало и забавляло.
Вот прямо перед Пашиным носом вспорхнула маленькая серая птичка с розовой грудкой и весело защебетала, здороваясь с малышами.
Большой шмель в полосатом бархатном жилете уселся на цветок лесной герани, и цветок слегка склонился под тяжестью шмеля.
Паша тут же сломал ветку и замахнулся ею на шмеля. Ему хотелось посмотреть, как тот, возмущенно загудев, слетит с цветка.
  • Что Паша сделал неправильно?
Медведица Ангелина остановила сына:
– Паша! Зачем ты сломал ветку орешника? Во-первых, орешник – живой, и ему больно, как бывает больно тебе. А во-вторых, осенью на ветке орешника созреют вкусные орешки, ими станут лакомиться и белки, и бурундуки, и лесные мыши, и дятлы. Да ты и сам с удовольствием будешь есть сладкие орехи!
– Я хотел прогнать шмеля. Зачем он на цветок уселся? Может сломать его!
  • Как вы думаете, может ли шмель сломать цветок?
– Шмель цветок не сломает! – возразила Ангелина. – Он прилетел к нему за каплей сладкого нектара. Поверь, сынок, цветок очень рад шмелю, угощает его медовым соком, а за это шмель опыляет цветок. В шмелином гнезде скоро будет мед. А мы, медведи, – большие любители меда! Если ты вежливо попросишь дядюшку-шмеля, то он поделится с тобой сладким душистым медком.
– Ладно, – согласился Паша, – не буду больше ветки ломать и шмелей с цветов прогонять, пусть себе мед собирают!
– Мамочка! Посмотри, какие красивые цветы! – воскликнула Даша, заметив в траве крупные голубые колокольчики. – Можно я нарву букет?
  • Можно ли рвать в лесу цветы?
– Не надо, не рви! Пусть растут, лес украшают, пчелок и бабочек нектаром потчуют. Лесные цветы тень и влагу любят, а если сорвать их, то они быстро завянут.
– Это тоже цветок? – спросила Даша, увидев бабочку, которая неподвижно сидела на стебельке.
– Это летающий цветок! – удивленно воскликнул Паша, когда бабочка, расправив крылышки, вспорхнула со стебелька.
– Это не цветок, а бабочка! – объяснила мама.
– Давай ее поймаем, – предложил Паша сестре.
– Давай! – обрадовалась Даша.
  • Можно ли ловить бабочек? Почему?
Медвежата бросились за бабочкой, но, к счастью, поймать ее не смогли.
– Не нужно обижать бабочек и стрекоз, – покачала головой Ангелина. – Бабочки цветы опыляют, а стрекозы прямо на лету комаров ловят.
– Что это за куча такая? – удивилась Даша, заметив под сосной высокий муравейник, построенный из высохших сосновых иголок.
– Сейчас я эту кучу обстреляю шишками! – решительно заявил Паша. Медвежонок поднял сосновую шишку и хотел запустить ее в муравейник, но Ангелина остановила его:
– Не делай этого, Паша. Это не куча, а муравейник! В нем живут лесные рыжие муравьи. Вам хотелось бы, чтобы кто-то сломал ваш дом? – спросила медвежат мама.
– Конечно, нет! – дружно закричали Даша и Паша.
– Тогда и вы берегите чужие дома, – сказала Ангелина.
Она показала малышам муравья, который тащил личинку жука-короеда.
– Муравьи – очень полезные насекомые. Недаром их зовут друзьями леса. Они уничтожают вредных жуков и гусениц. А еще муравьи переносят семена многих растений и расселяют их по лесу, – объяснила мама.
Долго бродила по лесу медведица с медвежатами, рассказывая малышам о лесных обычаях, учила их понимать зверей, птиц, насекомых и бережно ко всем относиться.
– Запомните, что лес – это наш родной дом. Он нас поит, кормит и приют нам дает!
Медвежата хоть и устали немного, но прогулка им очень понравилась, а мамины уроки запомнились.
Вопросы
  1. Почему мама не разрешила медвежонку Паше прогнать с цветка шмеля?
  2. Почему нельзя ломать ветки деревьев и кустарников, рвать лесные и полевые цветы?
  3. Почему нельзя ловить бабочек и стрекоз?
  4. Почему нельзя разорять муравейники? Какую пользу приносят муравьи?
  5. Как вы думаете, о каких еще правилах поведения в лесу рассказала медвежатам медведица?

Комментариев нет:

Отправить комментарий