Упрямый утенок
Вежливые бельчата
Чучело
Тони в гостях у Королины
Любимая игрушка
Вредная ворона
На именины к дедушке Медведю
Мамины уроки
На берегу лесного озера жила утка Глаша, и было у нее десять маленьких пушистых утят. Глаша старалась научить малышей всем премудростям утиной жизни. Показывала, как нужно чистить перышки и смазывать их жиром, ловко нырять, добывать разную водяную мелочь: жучков, червяков и личинок.
А утята старались соблюдать главное правило утиной школы: всегда быть рядом с мамой и повторять все, что делает она.
Еще Глаша давала малышам уроки вежливости:
– Если навстречу вам плывет уточка, обязательно остановитесь, поклонитесь ей и скажите: «Здравствуйте, тетушка утка, рады Вас видеть. Позвольте спросить, как Ваше здоровье?» А когда расстаетесь со знакомыми, обязательно попрощайтесь, не забудьте сказать им: «До свиданья!»
Утята быстро выучили вежливые слова и с удовольствием говорили их. Только один упрямый утенок по имени Гоша не хотел ни здороваться, ни прощаться. Он вообще не любил вежливых слов и считал их совсем ненужными.
– И кто же придумал глупые любезности? – ворчал он. – Здравствуйте, до свиданья. Зачем это нужно? Только время зря тратишь!
- А как вы думаете, зачем нужны вежливые слова?
Незаметно пролетело теплое, веселое лето. Утята подросли и окрепли.
Однажды утка Глаша сказала детям: «Завтра на озере соберутся птицы со всей округи. Молодые птицы будут соревноваться в ловкости, умении летать, плавать и нырять, а потом начнутся игры и танцы. Праздник, как всегда, откроет пара прекрасных белых лебедей, мы называем их Королем и Королевой. Каждый из вас должен подплыть к королевской чете и вежливо поздороваться с ней. После этого вы сможете принять участие в соревнованиях и играх».
На следующее утро на озере собралось множество птиц. Журавли и цапли важно расхаживали по берегу озера, утки, гуси плавали со своими выводками. Все радостно здоровались друг с другом.
Пара белоснежных лебедей, выгибая длинные шеи, приветствовали гостей. Птицы подплывали к ним и вежливо здоровались. Когда очередь дошла до Гоши, он нехотя подплыл к Королю и Королеве, а в ответ на ласковое приветствие что-то проворчал и быстро поплыл прочь.
- Правильно ли поступил утенок Гоша?
– Какой невоспитанный утенок! – дружно возмутились птицы. – Он, наверное, еще не вырос, его нельзя допускать к соревнованиям!
– Ну и не надо! Не нужен мне ваш праздник, мне и одному весело! – запальчиво крикнул Гоша, поплыл к берегу и скрылся в густой осоке.
А праздник между тем начался. Молодые утки соревновались, кто быстрее доплывет до середины озера, и победитель получал в качестве приза вкусного червяка, команды гусей играли в водное поло, а на берегу весело танцевали журавли.
Один Гоша не участвовал в общем веселье. Скучая, он плыл вдоль берега, как вдруг услышал чей-то вкрадчивый голос:
– Вы так молоды и красивы, не стоит грустить! Гоша посмотрел по сторонам и увидел лисицу. Она стояла у самой кромки воды и внимательно рассматривала утенка.
– Позвольте Вас спросить, почему Вы не на празднике?
– Птицы обиделись на меня, ведь я не захотел с ними поздороваться. Теперь никто не хочет со мной играть.
– Это не беда. Плывите ко мне, я очень люблю играть с невоспитанными утятами, – сказала лиса и облизнулась.
Гоша доверчиво приблизился к лисице, хотя в последнюю минуту вспомнил мамино предостережение: «Детки! Опасайтесь рыжей разбойницы-лисы. Это хитрый, ловкий и очень опасный зверь!»
Но было поздно! Лиса протянула лапу, чтобы схватить бедного утенка... Тут бы Гоше и конец, но в это время из-за кустов вылетела Глаша. Она набросилась на лису, сильно ударила ее крылом и больно клюнула прямо в нос. Гоша громко закричал. На его крик собрались все птицы. Дружно они прогнали рыжую разбойницу.
Гоша с восторгом смотрел на птиц и радостно повторял: «Здравствуйте! Здравствуйте!» Все засмеялись, а Глаша сказала...
- Как вы думаете, что сказала Глаша?
«Видишь, сынок! Какая беда могла случиться с тобой оттого, что ты остался один!» – сказала мама.
С тех пор прошло немало времени, Гоша вырос и превратился в красавца-селезня. Но он никогда не забывал урок вежливости.
Вопросы- Каким вежливым словам учила утка Глаша своих утят?
- Что означает слово «Здравствуйте»?
- Что означает слово «До свидания»?
- Прав ли был утенок Гоша, когда говорил, что вежливые слова не нужны, что на них только зря тратишь время?
- Почему птицы назвали Гошу невоспитанным?
- Почему Гоша остался один?
- Что случилось с Гошей, когда он оказался в одиночестве?
- Кто спас Гошу?
- Как вы думаете, для чего существуют правила вежливости (этикета )?
Вежливые бельчата
На ранней июньской зорьке проснулась и выглянула из дупла бельчиха Мила. Ночью прошел дождь, и умытый лес блестел и переливался в солнечных лучах.
Бельчиха стала будить своих маленьких бельчат:
«Бельчата, просыпайтесь,
Поскорее поднимайтесь!
Выбирайтесь из дупла,
Ночь короткая прошла –
Встало солнце золотое,
Небо ярко-голубое,
Пахнет лес травой и хвоей
И сверкает перламутром.
С добрым утром! С добрым утром!»
Поскорее поднимайтесь!
Выбирайтесь из дупла,
Ночь короткая прошла –
Встало солнце золотое,
Небо ярко-голубое,
Пахнет лес травой и хвоей
И сверкает перламутром.
С добрым утром! С добрым утром!»
Бельчата проснулись, открыли глазки и хором ответили маме...
- Как вы думаете, что ответили бельчата?
Ну конечно, бельчата сказали: «С добрым утром, мама!»
Затем малыши друг за другом выбрались из дупла и уселись на толстой сосновой ветке.
На лесной тропинке они увидели ежа, который возвращался после ночной охоты в свою норку под корнями сосны.
«С добрым утром, дядя еж!» – вежливо поздоровались бельчата, а ежик сказал им в ответ:
«С добрым утром, детки!
Прыгайте по веткам,
Только сильно не шумите
И меня не разбудите –
Собираюсь лечь в кровать
И немножечко поспать!»
Прыгайте по веткам,
Только сильно не шумите
И меня не разбудите –
Собираюсь лечь в кровать
И немножечко поспать!»
Бельчата знали, что ежики ночью не спят, бродят по лесу, ловят мышей, лакомятся червяками и улитками, а днем отсыпаются. Малыши успокоили дядюшку ежа:
«Ежик! Мы шуметь не будем
И тебя мы не разбудим!»
И тебя мы не разбудим!»
Бельчатам очень хотелось попрыгать, поиграть, но они пообещали ежу не шуметь, а всем известно, что обещания нужно выполнять.
- Что вы посоветуете бельчатам?
Посовещались бельчата и решили подальше отойти от ежиной норки. Они быстро добрались до лесной опушки и там стали играть в догонялки, прыгать с ветки на ветку, бросать друг другу шишки и даже танцевать под веселую песенку птиц. Хотите узнать, о чем пели птицы? Тогда послушайте их песенку.
С добрым утром, лес зеленый!
С добрым утром, липы, клены,
С добрым утром, облака
И широкая река,
И шумящие дубравы,
Бабочки, шмели и травы.
С добрым утром, липы, клены,
С добрым утром, облака
И широкая река,
И шумящие дубравы,
Бабочки, шмели и травы.
С добрым утром – золотистым,
Ясным, солнечным, росистым!
Ясным, солнечным, росистым!
Солнце поднималось все выше, его горячие лучи высушили капельки влаги на листьях и траве. На смену свежему, росистому утру пришел солнечный день.
Бельчата наигрались, немного устали и отправились домой. Бельчиха малышей приласкала и накормила обедом.
Поели бельчата, поблагодарили маму. В это время послышалось ровное, негромкое жужжание. Прилетела золотая пчелка собирать с цветов сладкий нектар.
Бельчата выглянули из дупла и обратились к пчеле: «Здравствуй, тетушка-пчела! Много ль меду собрала?»
Пчелка вежливо ответила:
«Добрый день, бельчата!
Медом лес богатый.
Прилетаю я к цветку,
Мне цветок дает медку
Сладкого, душистого,
Густого, золотистого.
Над цветком я покружу,
Спасибо я ему скажу!»
Медом лес богатый.
Прилетаю я к цветку,
Мне цветок дает медку
Сладкого, душистого,
Густого, золотистого.
Над цветком я покружу,
Спасибо я ему скажу!»
Перелетая с цветка на цветок, тетушка пчела стала собирать мед, а бельчатам захотелось пить. Малыши отправились к роднику. На дне заросшего густой зеленью оврага журчал родник с чистой студеной водой.
В полдень к роднику пришел олень. Ветвистые рога, словно корона, украшали голову оленя. Вежливые бельчата поздоровались с оленем.
- Вы помните, что уже наступил день?
- Как поздоровались бельчата с оленем?
«Добрый день! Добрый день!
Добрый день, Король-олень!» – дружно сказали они.
Добрый день, Король-олень!» – дружно сказали они.
Олень ласково приветствовал малышей:
«Добрый день, ребятки,
Милые бельчатки!»
Милые бельчатки!»
Но вот солнце опустилось ниже, в лесу стемнело. Стихли птичьи трели, наступил тихий летний вечер.
Бельчата заигрались и не заметили, как оказались далеко от родного дупла. Они стали искать дорогу домой и вдруг увидели среди густых трав яркие зеленые огоньки. Малыши подбежали к ним. Это мерцали жучки-светлячки.
Уселись на пеньки
Жучки-светлячки,
Мерцают, словно свечи,
И шепчут: «Добрый вечер!»
Жучки-светлячки,
Мерцают, словно свечи,
И шепчут: «Добрый вечер!»
Бельчата вежливо обратились к жучкам-светлячкам:
«Добрый вечер, светлячки!
Яркие, как огоньки.
Мы с пути-дороги сбились,
В чаще леса заблудились.
Посветите нам немного,
Чтобы мы нашли дорогу».
Яркие, как огоньки.
Мы с пути-дороги сбились,
В чаще леса заблудились.
Посветите нам немного,
Чтобы мы нашли дорогу».
Светлячки, словно маленькие фонарики, осветили бельчатам тропинку и помогли найти родное дупло. Встревоженная мама-бельчиха уже ждала своих детей. Белочка поблагодарила добрых жучков за помощь.
- Как вы думаете, что она сказала светлячкам?
«Спасибо, светлячки,
Вы добрые жучки!» – сказала мама.
Вы добрые жучки!» – сказала мама.
Малыши тоже сказали спасибо своим помощникам, забрались в теплое, уютное дупло и улеглись на мягкую перинку из пуха и мха. Белочка укрыла деток своим пушистым хвостом и спела колыбельную песенку.
Колыбельная песня
Ночь пришла, кругом ни звука.
Дремлет сонная река,
В темной зыби дремлет щука,
Дремлют в небе облака.
Спят цветы, уснули пчелки
И стрекозы, и шмели,
В темной чаще дремлют елки,
Свесив лапы до земли.
Дремлет сонная река,
В темной зыби дремлет щука,
Дремлют в небе облака.
Спят цветы, уснули пчелки
И стрекозы, и шмели,
В темной чаще дремлют елки,
Свесив лапы до земли.
Закрывайте, детки, очи,
Лес уснул. Спокойной ночи!
Лес уснул. Спокойной ночи!
Вопросы
- Кого бельчата встретили утром?
- Какие вежливые слова лесные жители говорили друг другу утром?
- Кого бельчата встретили днем?
- Какие вежливые слова лесные жители говорили друг другу днем?
- Что означают слова «Добрый день»?
- Кого бельчата встретили вечером?
- Какие вежливые слова сказали бельчата жучкам-светлячкам вечером?
- Каким словом поблагодарили жучков бельчиха и бельчата?
- Какие слова мама сказала бельчатам перед сном?
Сбылась Танина мечта – папа подарил ей волнистого попугая. Попугай был красивый – ярко-голубой с зелеными, желтыми, серыми перышками и озорными смышлеными глазками-горошинами.
Назвали попугая Шуриком. Он быстро освоился на новом месте, привык к большой серебристой клетке. Шурик любил, уцепившись лапками за жердочку, висеть головой вниз, раскачиваться на качелях и смотреться в зеркальце. А когда папа включал радиоприемник, Шурик звонко щебетал под музыку.
Таня мечтала научить попугая говорить.
– Бабушка! Как мне научить Шурика говорить? – спрашивала она.
– Нужно по многу раз, терпеливо повторять какое-нибудь слово или фразу, постепенно попугай их запомнит и когда-нибудь повторит.
Но терпения у Танюши было маловато! Девочка всегда куда-то торопилась и даже простые вежливые слова говорить домашним ей было некогда.
Прибежит Таня с улицы, бросит куртку на стул и с порога кричит: «Я ужасно есть хочу! Бабушка, подавай обед!»
- Куда нужно вешать куртки и пальто, когда вы приходите с улицы?
Бабушка грустно качала головой и говорила: «Танечка! Иди, вымой руки с мылом и скажи волшебное слово, ты о нем совсем забыла!»
«Какое еще волшебное слово? Не знаю никаких волшебных слов, а руки у меня и так чистые!» – ворчала внучка.
Наспех поев, Таня никогда не благодарила бабушку за вкусный обед, вскакивала из-за стола, с грохотом отодвинув стул, и убегала гулять.
Самыми любимыми словами девочки были: «Дай!», «Хочу!», «Купи!», «Не буду!» и «Отстань!»
- Как вы обращаетесь к маме или бабушке, когда хотите есть?
- А какие вежливые слова говорите после того, как поели?
Добрые и вежливые слова «Здравствуйте», «Добрый день», «Приятного аппетита», «Спасибо», «Пожалуйста» Таня говорила очень редко, словно через силу, и только тогда, когда ей об этом напоминали.
Однажды на день рождения к Тане пришли друзья. Мама испекла пирог с малиновым вареньем, бабушка тоже наготовила всякой всячины и красиво накрыла стол.
Таня с гордостью показала ребятам своего любимца – Шурика.
– Очень красивый! – восхищались дети, рассматривая попугайчика.
– А говорить он умеет? – спросила маленькая Анечка.
– Пока не умеет, но я его учу, – соврала Таня, – скоро научится!
Она отрезала маленький кусочек свежего огурца и протянула его Шурику:
– На, Шурик, съешь огурчика!
Но Шурик есть не стал, а вдруг как-то боком подскочил на жердочке и, вдохновленный всеобщим вниманием, громко и ясно сказал:
– Отстань! Не хочу и не буду! Ребята так и ахнули от неожиданности.
– Говорит! Говорит! – закричали они, а Таня бросилась к бабушке на кухню и выпалила:
– Бабушка! Шурик заговорил! Иди скорей, послушай!
Бабушка вытерла руки и вошла в комнату.
– Ну, Шурик, скажи нам, пожалуйста, что-нибудь, – вежливо попросила она.
В ответ попугай весело крикнул: «Отстань! Не хочу! Дай варенья! Дай! Дай! Дай!» А потом вдруг захныкал: «Купи мне велосипед!»
Дети засмеялись. Вот так попугай! Не очень-то он вежливый!
– Кто же его таким словам научил? – удивилась Таня.
Бабушка выразительно посмотрела на девочку и заметила:
– А ты подумай, может быть и догадаешься!
Вечером, когда гости разошлись, Таня легла в кровать и перед сном вспомнила своего говорящего попугая.
– Да ведь это Шурик мои слова повторял! Я вчера у папы велосипед выпрашивала: «Купи, купи мне велосипед!»
А папа мне ответил: «Почему ты, дочка, всегда требуешь и никогда не попросишь ласково и вежливо, не скажешь слово «пожалуйста». Жаль, что ты себя со стороны не слышишь: голос у тебя капризный, плаксивый и требовательный, а слова – невежливые! Пока ты не научишься с бабушкой, мамой и со мной говорить вежливо и спокойно, велосипед ты не получишь!»
– Ну и не надо! –крикнула в ответ тогда Таня. – Я и без него обойтись могу!
А вот сейчас ей стало очень стыдно. Не только она сама невежливая девочка, но и попугай у нее капризный и невоспитанный.
– Больше не буду никому грубить, а попугая научу вежливым словам, – решила Таня и спокойно уснула.
Вопросы- Какие вежливые слова забывала говорить Таня?
- Были ли вежливыми любимые Танины слова?
- Почему попугай Шурик выучил невежливые слова?
- Почему Тане стало стыдно за своего попугая?
- Какое «волшебное» слово нужно говорить, когда обращаешься к кому-нибудь с просьбой?
- Какое слово нужно сказать, когда благодаришь человека за что-нибудь?
- В каких случаях нужно говорить «извините пожалуйста»
Видели вы чучело? Ну да, чучело огородное – в рваной одежде и шляпе набекрень?
Как раз такое чучело стояло в огороде у Наташиной бабушки. Брюки на нем протертые на коленях, с оторванными карманами, пиджак – старый, мятый, без пуговиц, а про соломенную шляпу и говорить нечего! Грязная и скособоченная.
Бабушка называла чучело гороховым. Знаете почему?
Потому что в огороде у нее рос горох, а чучело, стоило подуть ветерку, начинало бестолково махать пустыми рукавами, пугать скворцов и воробьев.
Все в округе старались держаться подальше от этого чучела: и воробьишки, и мыши-полевки, и ежик, и соседская крольчиха, и кот Василий, изредка наведывающийся в огород подремать на солнышке.
Даже озорники-мальчишки остерегались перелезать через забор и рвать сладкий горох в бабушкином огороде.
Скучно было чучелу одному стоять в огороде день-деньской, не с кем словом перемолвиться! Хотелось ему с котом Василием дружбу завести, но Василий на него посмотрел презрительно и даже фыркнул от негодования.
- Как вы думаете, почему?
– Я с такими грязнулями знаться не желаю! Вы сперва умойтесь, причешитесь, одежду свою в порядок приведите, тогда и поговорим, – промурлыкал кот. – Поглядите-ка на меня: шерстка блестит, как отлакированная, волосок к волоску. Я времени не жалею свою полосатую шубку вылизывать и холить.
Проворчав это, Василий гордо поднял хвост трубой и ушел восвояси.
Однажды прилетел на огород серый воробышек. Попрыгал по дорожке между грядок и только хотел горошка поклевать, как заметил страшное-престрашное чучело: лохматое, грязное, в рваной одежде.
Воробей вспорхнул на изгородь.
А чучелу воробышек очень понравился – шустрый, веселый и чирикает задорно: чирик-чик-чик!
Чучело говорит ему: «Не бойся меня малыш! Я тебя не обижу, клюй себе зернышки, сколько захочешь!» Но воробей испугался лохматого чучела и улетел.
Обидно стало чучелу: «Ну почему все меня боятся, никто со мной дружить не хочет?» И чучело заплакало.
В это время пришла на огород девочка Наташа. Бабушка попросила ее принести овощи для борща. Услышала Наташа, что кто-то всхлипывает и спросила:
– Кто здесь плачет?
– Я, – отвечает чучело, утирая слезы рукавом.
– Ты почему, чучело, плачешь? Кто тебя обидел? – удивилась девочка.
– Как же мне не плакать? Никто со мной дружить не хочет, скучно мне одному, все говорят, что я – грязнуля и неряха! – отвечает чучело.
– Ах ты, бедняга! – пожалела Наташа чучело. – Ну ничего! Я твоему горю помогу.
- Как можно помочь чучелу?
- Как вы думаете, Наташа – добрая девочка?
– Я одежду постираю, пуговицы пришью, пиджак поглажу, и вместо старой соломенной шляпы подарю тебе свой желтый берет.
Чучело обрадовалось, а Наташа побежала домой, одежду постирала, а потом взяла нитки и иголку, лоскутки – и за дело! На брюки ровные заплатки поставила, между прочим в виде сердечек, шарф аккуратно заштопала, к пиджаку пуговицы пришила, а вместо дырявой шляпы надела на голову чучела желтый беретик.
И что вы думаете? Чучело гороховое так похорошело, что и не узнать его! Чистым аккуратным стало, из кармашка даже уголок белого платочка выглядывает!
Наташа ему зеркало из дома принесла – ну-ка полюбуйся, чучело, на себя!
Пришел в огород кот Василий и даже замяукал от удивления, а потом приветливо промурлыкал: «Здравствуйте, уважаемое чучело! Рад Вас видеть!»
Прилетела в огород стайка воробьев и громко расчирикалась: «Чив-чив, чив! Чив, чив, чив! Чудеса, чудеса! Чучело не узнать! Красивое, аккуратное! И совсем не страшное».
Прибежала в огород соседская крольчиха и разахалась: «Ах, ах! Дорогое Чучело! Как Вы похорошели! Позвольте Вас в гости пригласить!»
«Спасибо! Обязательно приду!» – обрадовалось чучело. Да и как не радоваться, ведь его никто еще никогда в гости не приглашал.
С тех пор появилось у чучела много друзей, ведь с таким аккуратным, подтянутым чучелом каждому приятно подружиться.
Вы спросите, а кто же теперь бабушкин огород станет сторожить? Я вам отвечу. В выходной день приехал Наташин папа и смастерил петушка из жести, прикрепил его к длинному деревянному шесту и поставил в огороде.
Прилетел ветер, увидел петушка и обрадовался: интересная игрушка! Ветер подул, и петушок весело завертелся.
Птицы и звери подумали: какой шустрый петушок! Высоко сидит, далеко глядит, быстро во все стороны поворачивается: такого не проведешь! Сразу воришку заметит! Вот и не стали горох воровать.
Вопросы- Почему у чучела не было друзей?
- Кто помог чучелу?
- Как изменилась жизнь чучела после того, как оно стало аккуратным?
- Почему нужно следить за своим внешним видом?
- Какой человек вам больше нравится – аккуратный или неряшливый?
Жила-была семья пони. Мама-пони, добрая и трудолюбивая, папа-пони, добрый и трудолюбивый, и их сынок по имени Тони.
Когда Тони приходил с прогулки и забывал вытереть копытца о коврик у дверей, то папа, хотя и читал газету, сидя в кресле, но краешком глаза успевал заметить, что малыш не вытер ноги, и сразу делал ему замечание:
– Ну-ка, Тони, вытри ноги, а то наследишь на чистом полу, мама пол только что помыла!
- А вы никогда не забываете вытереть и снять обувь, приходя с прогулки домой?
Во время обеда малыш любил качаться на стуле и помахивать хвостом. Папа снова делал озорнику замечание:
– Тони, сынок, запомни! Нельзя качаться на стуле, нужно сидеть ровно, не болтать ногами, не класть локти на стол и, конечно, не следует чавкать!
«Как не чавкать, – думал Тони, – когда мама приготовила такой вкусный салат, что язык проглотишь!»
Конечно, Тони надоели папины замечания! Почему бы не покачаться на стуле и не помахать хвостиком, зачем правильно держать ложку и вилку, да еще вытирать рот салфеткой?
«Не всё ли равно, как есть? Главное, чтобы еда была вкусной!» – так думал малыш Тони.
- А что думаете вы?
Однажды на прогулке Тони познакомился с лошадкой Каролиной. Каролина ему очень понравилась!
Хвост, грива и челочка у нее золотистые и всегда аккуратно расчесанные, а карие глаза – веселые, смеющиеся.
Тони и Каролина подружились. Они бегали по зеленому лугу, прыгали через лужи, играли в салочки.
Как-то раз Каролина пригласила Тони в гости на день своего рождения.
Малыш очень обрадовался, ведь он еще ни разу не был в гостях!
Тони и мама пошли в магазин и купили подарки для Каролины: гребень, щетку и зеркальце с ручкой, а еще ободок на голову, украшенный разноцветными перьями, как у цирковых лошадок.
Подарки уложили в нарядный пакет и перевязали розовой атласной лентой. Тони хорошенько умылся, аккуратно расчесал гриву и хвост, до блеска отполировал копытца и отправился в гости.
Каролине очень понравились подарки, она показала их всем гостям, примерила перед зеркалом ободок и поблагодарила Тони.
– Ах, какие чудесные вещицы ты мне подарил! Спасибо, дорогой Тони! – воскликнула Каролина.
Когда гости собрались, все уселись за стол, украшенный букетом цветов, уставленный тарелками с салатами, пирожками и фруктами.
Веселый пир начался!
Тони, конечно, ни разу не вспомнил папины советы. Он уплетал пирожок за пирожком, громко сопя и чавкая, качался на стуле, задевая соседей.
Гости удивленно смотрели на Тони, а когда он вытер рот краем скатерти, отодвинулись от него подальше.
- Почему гости отодвинулись от Тони?
Когда мама Каролины подала чай с тортом, Тони потянулся через весь стол за самым большим куском торта, украшенным шоколадной розочкой.
- Как вы поступите, если захотите взять что-нибудь с другого края стола?
Тони старался достать приглянувшийся кусок и нечаянно опрокинул на скатерть чашку с горячим чаем.
– Ой, больно! – вскрикнула Каролина. Ведь струйки горячей жидкости попали ей на ногу.
Гости вскочили из-за стола, всем хотелось помочь Каролине.
– Ничего, ничего, не волнуйтесь! Сейчас помажем больное место мазью и забинтуем, – успокоила Каролину и гостей мама.
– Только танцы и игры придется отменить, Каролине нужно полежать! – сказала она, уложив дочку на диван.
Гости стали понемногу расходиться. Тони сконфужено стоял в уголке. Ему было очень стыдно.
- Почему Тони было стыдно?
Ведь это из-за него случилась неприятность с Каролиной, и день рождения был испорчен! Тони робко подошел к подруге.
– Каролина! Прости меня! Я очень виноват! Папа много раз предупреждал меня, чтобы я не тянулся через стол, а попросил того, кто сидит поближе, передать то, что нужно. Просто я думал, что это не так уж важно!
– Ничего! – подбодрила Каролина Тони. – Через год у меня опять будет день рождения, а за это время ты, конечно, освоишь все правила вежливого поведения за столом!
Вопросы- Почему папа часто делал замечания Тони?
- С кем Тони познакомился на прогулке?
- Правильно ли Тони готовился к дню рождения Каролины?
- Что сделала Каролина, когда получила подарки от Тони?
- Правильно ли Тони вел себя за столом? Как нужно вести себя за столом?
- Почему на дне рождения Каролины случилась неприятность?
- Как вы думаете, если бы Тони соблюдал правила поведения за столом, пролил бы он чай?
- Для чего нужно соблюдать правила поведения?
Летом Ваня с бабушкой отдыхал на даче. Добирались они туда на пригородной электричке. Ване очень нравилось ехать в электричке: всю дорогу он смотрел в окно, за которым мелькали деревянные домики с палисадниками, утопающие в цветущей сирени, откосы, заросшие высокой травой и кустами бузины, и уютные пригородные станции.
– Когда вырасту – стану машинистом. Буду поезда водить! – мечтал Ваня.
«Ведь это здорово утром отвозить людей в город на работу и за покупками, а вечером привозить их домой, в домики с палисадниками», – думал мальчик.
На день рождения папа подарил Ване игрушечную железную дорогу. Мальчик от радости так и подскочил! Еще бы! В большой, красивой коробке лежали и блестящие рельсы, и зеленый электровоз, и нарядные вагончики. Были там и семафор, и платформа с кассой и скамейками, и даже железнодорожный переезд.
- Как вы думаете, что сказал папе Ваня?
Папа помог Ване соединить рельсы, установить платформу, и скоро электровоз побежал по рельсам и повез за собой пять маленьких вагончиков.
Целый день Ваня возился с новой игрушкой: перевозил пассажиров – солдатиков, роботов, лягушонка и цыпленка.
Вечером мама сказала мальчику:
– Ваня! Пора убирать железную дорогу в коробку, скоро будем ложиться спать.
Но мальчик умоляюще посмотрел на маму:
– Мамочка! Можно она постоит на ковре до завтра, утром я опять буду играть.
– Ладно уж! – разрешила мама.
Назавтра к Ване пришли друзья – Володя и Олег. Мальчики с увлечением играли с новой игрушкой, а вечером Ваня так устал и захотел спать, что мама сама разобрала железную дорогу и убрала ее в коробку.
На следующий день она сказала сыну:
– Завтра к нам приедет бабушка. Ты ведь знаешь, что она плохо видит, если ты не уберешь с пола игрушки, бабушка может споткнуться о них и упасть. Я тебя очень прошу, не забудь вечером убрать железную дорогу.
– Хорошо, хорошо! Я обязательно все уберу! – пообещал мальчик.
Но вечером он пошел в гости к Олегу, долго смотрел у него интересный фильм, потом лег спать и опять забыл убрать игрушки.
Утром приехала бабушка. Она не заметила лежащих на полу рельсов, больно ударила ногу и чуть было не упала, а потом нечаянно наступила ногой на электровозик.
Когда Ваня проснулся, он побежал на кухню, поцеловал бабушку и спросил ее:
– Бабуля! Почему у тебя нога забинтована?
– Да вот споткнулась о что-то и ушиблась. Теперь нога болит, – грустно ответила бабушка.
«Ведь я опять забыл убрать железную дорогу в коробку – вот бабушка и споткнулась о рельсы», – подумал Ваня. Ему стало очень жаль бабушку.
Он виновато пошел в комнату и увидел, что новенький электровозик сошел с рельсов и лежит на боку, крыша у него помята, а одно колесо отвалилось. Мальчик поднял электровоз, и вдруг слезы сами полились у него из глаз.
«Эх! Почему я не послушал маму и не убрал вечером игрушки! Теперь у бабушки болит нога, а электровоз сломан».
Весь день Ваня помогал бабушке – мыл посуду, подметал пол, вытирал пыль, а когда вечером с работы вернулся папа, Ваня рассказал ему обо всем.
– Что ж, я уже купил бабушке мазь от ушибов, – ответил папа, – и твой электровоз сейчас попробую починить.
– Папочка! Пожалуйста! Почини его! Я больше никогда не стану оставлять на полу игрушки, а железную дорогу буду убирать в коробку!
– Ладно! Поверим тебе на этот раз! – ответил папа. Он принес инструменты, прикрепил отвалившееся колесо и поправил крышу. Электровоз снова стал как новенький.
Ваня очень обрадовался, поблагодарил папу.
- Какие вежливые слова сказал Ваня?
С тех пор Ваня всегда убирал железную дорогу в коробку, а разбросанные игрушки ставил на полку.
Вопросы- Кем мечтал стать Ваня?
- Какую игрушку подарил Ване папа на день рождения?
- Убирал ли Ваня свою любимую игрушку в коробку, когда заканчивал игру?
- Что случилось из-за того, что Ваня не убрал игрушку?
- Кто купил бабушке мазь и починил Ване электровоз?
- Убираете ли вы свои игрушки после игры?
- Почему надо убирать разбросанные игрушки?
- Как нужно вежливо попросить взрослых починить сломанную игрушку?
Жила-была ворона. Говорящая, но вредная. Она очень любила всех дразнить и ссорить.
Однажды говорящая ворона прилетела на детскую площадку и уселась на нижней ветке высокого зеленого тополя. Стала вредная ворона думать, кого бы ей подразнить и поссорить.
На детской площадке собралось много детворы: кто качался на качелях, кто катался с деревянной горки, кто прыгал через веревочку, а Витя и Валера строили крепость из песка.
Ворона стала наблюдать за мальчиками. Витя лепил дворец, в котором будут жить король с королевой, а Валера окружал дворец высокой стеной с башнями и воротами. Мальчики решили, что охранять крепость станут пластмассовые солдатики, а в воротах будут стоять часовые.
Работа кипела! В это время к строителям подошла маленькая Анечка. Она робко попросила Валеру:
– Валера, дай мне, пожалуйста, совочек на минутку, я хочу для куклы кулич сделать.
- Как вы думаете, Аня – вежливая девочка?
- Почему вы так решили?
Валера как раз прорывал подземный ход под дворцом, ему очень не хотелось отрываться от этого интересного занятия, и мальчик ответил:
– Не дам! Совочек мне самому нужен, видишь я подземный ход рою!
- Правильно ли поступил Валера?
- Как вы поступили бы в этом случае?
Ворона услышала разговор детей и громко закаркала:
– Не давай, не давай ей совочек! Ишь какая хитренькая! Свой надо из дома приносить! Совок тебе и самому нужен! Кар-кар-кар!
Витя поднял голову и крикнул вороне:
– Кыш отсюда, вредина! Он протянул Ане лопатку:
– На лопатку, сделай кулич, а я пока соберу камешков и прутиков – построю дорогу и мост через ров.
Скоро дворец и крепость были готовы. Дети отошли в сторонку полюбоваться своей работой.
А вредная ворона снова закаркала:
– У Валеры дворец красивый, ровный, а у Вити – стена кривая, того и гляди рухнет, дорога ухабистая, а мост хлипкий!
Но Валера не дал друга в обиду:
– Врешь ты все, вредная ворона! Поссорить нас хочешь!
- Правильно ли поступил Валера в этот раз?
– Кажется, этих мальчишек я не смогу поссорить, – вздохнула ворона и, тяжело взмахнув крыльями, перелетела на другое дерево.
Под деревом стояли качели. Две подружки - Оля и Вера по очереди качались на них.
Оля раскачивала качели, в Вера взлетала так высоко, что задевала зеленую веточку клена, на котором сидела вредная ворона.
– Ишь как старается, раскачивает! – Сердито проворчала ворона. – Сейчас я вас поссорю, милые подружки!
И она каркнула:
– Почему ты сама не качаешься, Оля? Вера уже накаталась, пусть слезает и освобождает тебе качели!
– Отстань, вредная птица! – ответила Оля. – Мы по очереди качаемся, сначала она, потом я.
Но ворона не унималась:
– Тебя скоро домой обедать позовут, и ты не успеешь покачаться!
Тут Вера спрыгнула с качелей, уступив Оле место.
– Олечка! Давай теперь я тебя покачаю, а ты, вредная ворона, улетай отсюда!
- Как вы думаете, Оля и Вера умеют дружить?
- Почему вы так решили?
Не удалось вороне поссорить девочек, и она полетела на другую детскую площадку в надежде, что там ей посчастливится больше.
Вопросы- Что строили Витя и Валера на детской площадке?
- Что попросила Анечка у Валеры?
- Кто дал девочке лопатку?
- Что вы можете сказать о Вите, какой он?
- Как вредная ворона хотела поссорить Валеру и Витю?
- Удалось ли ей это? Почему?
- Как вы поступили бы на месте Валеры и Вити?
- Поссорила ли вредная ворона Олю и Веру? Почему?
- Почему все дети называли ворону вредной?
- Как вы поступите, если встретитесь с вредной вороной?
На именины к дедушке Медведю
Собирайся, Мишка!
Надевай штанишки,
Чистую рубашку,
Застегивай кармашки,
Да платочек носовой
Не забудь, возьми с собой!
В гости к дедушке Медведю
На трамвае мы поедем!
Надевай штанишки,
Чистую рубашку,
Застегивай кармашки,
Да платочек носовой
Не забудь, возьми с собой!
В гости к дедушке Медведю
На трамвае мы поедем!
Купим дедушке букет,
Банку меду и конфет,
Сладких яблок, апельсинов,
Ведь у деда – именины!
Банку меду и конфет,
Сладких яблок, апельсинов,
Ведь у деда – именины!
* * *
Вот и подошел трамвай,
Ну, Мишутка, не зевай!
Тех, кто сходит, пропусти,
Осторожно проходи!
Ну, Мишутка, не зевай!
Тех, кто сходит, пропусти,
Осторожно проходи!
Я куплю тебе билет!
Если мест свободных нет,
Мы с тобою постоим
И в окошко поглядим.
Если мест свободных нет,
Мы с тобою постоим
И в окошко поглядим.
Красота, красота!
Есть свободные места!
Быстро мчится наш трамвай...
Замелькали за окном
Пешеходы и машины,
И нарядные витрины,
Побежал за домом дом.
Только ты не забывай,
Место старшим уступай!
Есть свободные места!
Быстро мчится наш трамвай...
Замелькали за окном
Пешеходы и машины,
И нарядные витрины,
Побежал за домом дом.
Только ты не забывай,
Место старшим уступай!
Контролер вошел в вагон,
Твой билет проверит он,
Дай билетик контролеру
И вставай, выходим скоро.
Твой билет проверит он,
Дай билетик контролеру
И вставай, выходим скоро.
Вот и наша остановка,
Не толкай других неловко,
Головою не верти,
Осторожно выходи!
Не толкай других неловко,
Головою не верти,
Осторожно выходи!
Похвалю тебя, Мишутка!
Просто ты герой у нас!
Это, знаете, не шутка
В трамвае ехать первый раз!
ВопросыПросто ты герой у нас!
Это, знаете, не шутка
В трамвае ехать первый раз!
- Как Мишка собирался на именины к дедушке Медведю?
- Можно ли приходить на именины или на день рождения без подарка?
- Что купили в подарок дедушке?
- На каком виде транспорта Мишка поехал в гости к дедушке?
- Каким правилам поведения в транспорте мама учила Мишку?
- На каких видах транспорта вы ездили?
- Уступали ли вы место старшим?
- Можно ли в транспорте громко разговаривать, смеяться, петь? Почему?
- Можно ли сорить в транспорте? Почему?
- Почему, стоя в проходе, нужно держаться за поручни?
Мамины уроки
В густом лесу жила медведица Ангелина, и было у нее двое медвежат: сынок Паша да дочка Даша.
Как-то раз отправилась мама-медведица прогуляться с малышами по лесу. Медвежата весело бежали следом за мамой. Все их интересовало и забавляло.
Вот прямо перед Пашиным носом вспорхнула маленькая серая птичка с розовой грудкой и весело защебетала, здороваясь с малышами.
Большой шмель в полосатом бархатном жилете уселся на цветок лесной герани, и цветок слегка склонился под тяжестью шмеля.
Паша тут же сломал ветку и замахнулся ею на шмеля. Ему хотелось посмотреть, как тот, возмущенно загудев, слетит с цветка.
- Что Паша сделал неправильно?
Медведица Ангелина остановила сына:
– Паша! Зачем ты сломал ветку орешника? Во-первых, орешник – живой, и ему больно, как бывает больно тебе. А во-вторых, осенью на ветке орешника созреют вкусные орешки, ими станут лакомиться и белки, и бурундуки, и лесные мыши, и дятлы. Да ты и сам с удовольствием будешь есть сладкие орехи!
– Я хотел прогнать шмеля. Зачем он на цветок уселся? Может сломать его!
- Как вы думаете, может ли шмель сломать цветок?
– Шмель цветок не сломает! – возразила Ангелина. – Он прилетел к нему за каплей сладкого нектара. Поверь, сынок, цветок очень рад шмелю, угощает его медовым соком, а за это шмель опыляет цветок. В шмелином гнезде скоро будет мед. А мы, медведи, – большие любители меда! Если ты вежливо попросишь дядюшку-шмеля, то он поделится с тобой сладким душистым медком.
– Ладно, – согласился Паша, – не буду больше ветки ломать и шмелей с цветов прогонять, пусть себе мед собирают!
– Мамочка! Посмотри, какие красивые цветы! – воскликнула Даша, заметив в траве крупные голубые колокольчики. – Можно я нарву букет?
- Можно ли рвать в лесу цветы?
– Не надо, не рви! Пусть растут, лес украшают, пчелок и бабочек нектаром потчуют. Лесные цветы тень и влагу любят, а если сорвать их, то они быстро завянут.
– Это тоже цветок? – спросила Даша, увидев бабочку, которая неподвижно сидела на стебельке.
– Это летающий цветок! – удивленно воскликнул Паша, когда бабочка, расправив крылышки, вспорхнула со стебелька.
– Это не цветок, а бабочка! – объяснила мама.
– Давай ее поймаем, – предложил Паша сестре.
– Давай! – обрадовалась Даша.
- Можно ли ловить бабочек? Почему?
Медвежата бросились за бабочкой, но, к счастью, поймать ее не смогли.
– Не нужно обижать бабочек и стрекоз, – покачала головой Ангелина. – Бабочки цветы опыляют, а стрекозы прямо на лету комаров ловят.
– Что это за куча такая? – удивилась Даша, заметив под сосной высокий муравейник, построенный из высохших сосновых иголок.
– Сейчас я эту кучу обстреляю шишками! – решительно заявил Паша. Медвежонок поднял сосновую шишку и хотел запустить ее в муравейник, но Ангелина остановила его:
– Не делай этого, Паша. Это не куча, а муравейник! В нем живут лесные рыжие муравьи. Вам хотелось бы, чтобы кто-то сломал ваш дом? – спросила медвежат мама.
– Конечно, нет! – дружно закричали Даша и Паша.
– Тогда и вы берегите чужие дома, – сказала Ангелина.
Она показала малышам муравья, который тащил личинку жука-короеда.
– Муравьи – очень полезные насекомые. Недаром их зовут друзьями леса. Они уничтожают вредных жуков и гусениц. А еще муравьи переносят семена многих растений и расселяют их по лесу, – объяснила мама.
Долго бродила по лесу медведица с медвежатами, рассказывая малышам о лесных обычаях, учила их понимать зверей, птиц, насекомых и бережно ко всем относиться.
– Запомните, что лес – это наш родной дом. Он нас поит, кормит и приют нам дает!
Медвежата хоть и устали немного, но прогулка им очень понравилась, а мамины уроки запомнились.
Вопросы- Почему мама не разрешила медвежонку Паше прогнать с цветка шмеля?
- Почему нельзя ломать ветки деревьев и кустарников, рвать лесные и полевые цветы?
- Почему нельзя ловить бабочек и стрекоз?
- Почему нельзя разорять муравейники? Какую пользу приносят муравьи?
- Как вы думаете, о каких еще правилах поведения в лесу рассказала медвежатам медведица?
Комментариев нет:
Отправить комментарий